Ильсияр Шакирова (ilsiyarz) wrote,
Ильсияр Шакирова
ilsiyarz

Category:

"Война на территории кино."

В Уфе проходит Благотворительная акция Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер».
IMG_0453 [800x600]
Ее организаторы – Гильдия кинорежиссеров России, Московская гильдия актеров театра и кино, ГУП "Кинотеатр "Родина"", Посольство Королевства Нидерландов в России. 12 ноября вечером  было что-то невероятное в кинотеатре «Родина». Пригласительных билетов не осталось. Зал был полон! Особый интерес у зрителей к документальному кино, к теме войны, к историческим кадрам.
DSC06542 [800x600]
12 ноября - документальный фильм «Война на территории кино» (режиссер И.Григорьев). В аннотации к фильму написано: «Образ войны – чем он отличается у немецких и советских фронтовых кинооператоров, снимавших войну по разные стороны «Восточного фронта» в 1941-45 г.г. И что было главным в их работе – заниматься идеологической пропагандой или оставаться художником и гражданином?»

Представители фестиваля «Сталкер» отметили, что очень приятно видеть полный зал.
Андрей Макаров:
MAH06552-003
"Фильм выбрала Лаборатория. Фильм надо смотреть, рассказывать о нем не буду. Вы не пожалеете, что пришли посмотреть документальный фильм и именно этот фильм. Фильм интересен тем, что это взгляд на пропагандистскую работу двух систем враждующих: фашистской и советской страны. Вы будете потрясены тем, как и я при первом просмотре, сколько было схожего. Удивительно на сколько были похожи две системы. Вот в этом посыл всего фильма, что фашисты, что сталинисты – это по сути одно и тоже, по большому счёту».
Александра Иванова, обозреватель газеты «Новые известия», ведущая темы кино:
MAH06545-003
«Фестиваль «Сталкер» появился в 1995 году. 10.12.2013г. будет открываться 19-й «Сталкер». Он проходит ежегодно в Москве. Дата открытия – это дата принятия ООН «Всеобщей декларации прав человека». Этот документ является основополагающим для фестиваля. Фильмы, попадающие на фестиваль, соответствуют этой теме. Фестиваль конкурсный. А после фестиваля – благотворительная акция по городам с показом фильмов-призеров. В фильме увидите как работы наших операторов, но также и взгляд  с немецкой стороны. Как похожа пропаганда, как работала цензура: что можно было снимать, что нельзя было снимать. И то, что операторы снимали не попадало на экраны, проходило строгую цензуру. Но режиссеру Игорю Григорьеву удалось найти интересные архивные кадры. Фильм интересен ещё тем, что советскую кинохронику военных лет мы так более-менее хорошо знаем, потому что её показывали. Но что касается  вот этих немецких киножурналов, что снимали немцы тогда по ту сторону фронта, то это вообще-то практически до недавнего времени было тайной за семью печатями для всех. Это будет очень интересно посмотреть".
«Лаборатория политического кино», у которой в  гостях фестиваль «Сталкер». Так получилось, что совпали два мероприятия.
Постоянный ведущий проекта, ректор БАГСУ профессор Сергей Николаевич Лаврентьев:
MAH06551-001
«Лаборатория политического кино» – это не только просмотр фильма, после которого мы остаемся и высказываем свои позиции по тем впечатлениям, которые возникли. С чем мы согласны, с чем не согласны, что вызвало может быть возмущение, что наоборот может быть открыло глаза на какие-то новые явления. Мы учимся смотреть, мы учимся слушать, мы учимся слышать, мы учимся дискутировать». «Лаборатория» выбрала фильм, который вы сегодня будете смотреть.
Начинается просмотр.
MAH06545-006
MAH06545-007
MAH06545-009
MAH06546
Семен Школьников-фронтовой оператор.
Семен Школьников
MAH06547
MAH06547-001
Илья Гутман-фронтовой оператор.
MAH06548-002
MAH06548-001
Валентин Орлянкин-фронтовой оператор.
MAH06550
MAH06550-001
Вот такое непростое кино. Никого не оставило равнодушным. У многих возникли какие-то вопросы, мысли.

После просмотра было обсуждение.
Дмитрий Глушков, участник войны в Афганистане:
MAH06551-003
"Реальную войну может показать только документальное кино. Ни одна техника и на сегодняшний день не может передать ни запахи, ни те эмоции, которые несёт с собой война. Война – это очень грязная работа. И вот они постарались показать её, показать  со всех сторон, будь то на отдыхе, будь то война… И на экране видели не монтированные съемки, а когда людей просто убивали, убивали на войне. Хочу чтобы присутствующие вспомнили операторов, которые к сожалению гибнут. Гибнут корреспонденты в боевых действиях и в наше время. Операторы, которые находятся там на острие, показывают вам как там, насколько там тяжело, плохо и как  не допустить этого. Надо как-то договариваться, чтобы не допустить этого, чтобы потом не снимать эти кадры…» 

Сергей Николаевич: « Наверно, мы видим разницу между пропагандистскими съемками и съемками, которыми движут мастерство и попытка показать правду не только в хронике посвященной ВОВ, а вообще второй мировой войне. Мы видим и сегодня кадры, которые идут на телевидении. Видим, где монтаж, где пропаганда, а где реальная правда. И очень часто это не так-то легко увидеть. Но это надо видеть. Благие цели написаны на знаменах. Но это способ манипуляции. Мы как раз люди, которые не должны подвергаться манипуляции и  должны действовать осознанно. И на фронт идти в случае необходимости, стрелять, воевать. Но осознанно. А не подвержено каким-то манипуляциям. Пропаганда-это всегда манипуляция».
Ратмир  Янгиров:
MAH06551-008
«Возник вопрос: были ли герои среди кинооператоров. Давайте проведем самую элементарную статистику. Было призвано в армию сражающуюся, действующую за все годы войн было  34млн. человек, героями стали чуть больше 11 тысяч. Сопоставьте на сколько тысяч участников приходился 1 герой Советского Союза. На войне наших операторов, снимавших боевые действия, было около 200 человек, больше половины из них погибли. Под статус героя они попасть не могли… Если пытаться сегодня оценивать подвиг фронтовых кинооператоров по числу наград, то практически все из них были награждены, особенно на последних этапах войны. С кинооператором Валентином Орлянкиным здесь в Уфе посчастливилось встретиться и побеседовать. Он рассказывал много интересного: «Хоть выглядит кощунственно, мне удалось снять 4 секунды прохода как человек, который ещё был до начала этих секунд жив и был устремлён к победе, он сражен пулей и медленно на глазах, это было снято, он погиб.» Он наговорил очень много эпизодов о психологии фронтового оператора, который по существу был также не защищен как и солдат, хотя не ходил в атаку, а фиксировал атаку,  обороняющиеся позиции. Ну если иногда сближались противники на расстояние броска гранаты 20-30м, как это было в Сталинграде, то сами понимаете как доставалось тем, кто с фронтовой кинокамерой выходил на линию огня. Вопрос о том, ценна ли эта картина для меня не стоит. Она ценна! Потому что эту картину снимали люди пережившие трагедию войны и с той и с другой стороны. Они снимали по пропагандистским установкам той и другой стороны. Фильмы, отражающие огромные поля сражений, и получились очень талантливо смонтированные полотна.  Трагический фильм Довженко об Украине, фильм снятый на противоречиях первых моментов войны и нашей победы. Он очень переживал за то, что Украину до последнего квадратного метра уступили врагу, а затем с кровавыми потерями возвращали обратно.
Были сняты документальные фильмы: С.Юткевич о Франции «Освобождение», освобождение Новороссийска (продолжительностью 45мин.), освобождение Севастополя (30 минут), бои в Заполярье, наступательные операции по всей Европе, Юлий Райзман «Берлин», Михаил Ромм «Суд народов» о Нюренбергском процессе.
Большое наше достижение в том, что мы оценили силу кино позже немцов. Они были техничнее, они готовились к своим захватническим войнам. Но мы после войны заложили в Красногорске и выстроили архив кинофотодокументов. Вот эти 200 человек сняли за время войны 5млн 200 тысяч метров негативной пленки. Всё это там хранится. А если фильм полнометражный, документ имеет протяженность в метраже 2000 в среднем и чуть меньше. Вот подсчитайте, если всё это пойдет в дело, сколько можно смонтировать полнометражных фильмов последовательно освещающих войну от первого до последнего его победного залпа. Вот это тоже наше большое достижение. Мы выстрадали победу. Но мы и сделали всё, чтобы её закрепить. Другое дело, как сегодня  мы обращаемся с этим материалом и как порой забываем о той цене, которая стоила предыдущим поколениям, чтобы война закончилась нашей победой.  Потому что моральное право защитить родину никто у нас не отнимал. Но реальное право защитить родину и суметь защитить - это героизм. Люди в основном не сомневались, что мы должны победить, что мы победим. Получилось так, как сказал Сталин: «Наше дело правое, победа будет за нами».
Сергей Николаевич:
MAH06552-005
«Фильм называется «Война на территории кино», на территории кино действительно была своя война. На фронтах своя, здесь своя. Здесь это показано, и способы те же, кто-то стрелял из орудия, кто-то  использовал  в качестве этого орудия кинокамеру. И вы это видели.  В условиях войны всё это работает.  Стремление показать всё-таки правду. Война – это ведь не только духовые оркестры, не только ордена, не только медали, это и очень много погибших.   Особенность хроникера,  документалиста – это стремление показать правду. Это запрещалось, но это было. Мы видели, что эта правда снималась.  Здесь разные точки зрения. И особенно в условиях, когда война закончилась. Здесь многие говорят, что у нас война ещё не закончилась, что  она есть где-то у нас в головах, где-то в сердцах, где-то  в семейных воспоминаниях, в семейных альбомах.  Всё это есть. Но это хорошо.   Но в результате жизнь продолжается. Это не значит, что это должно отражаться на наших отношениях с Германией, с другой страной. Надо говорить правду,  в том числе и с ними. В этом фильме Игорь Григорьев, который работал с материалами не только с документалистами нашей страны, но и из Германии, общался с ними, интервьюировал их  - это способ, чтобы  совместно искать истину, совместно обсуждать вот эти горькие уроки. Зла нет, нет желания мстить,  есть желание разобраться. Этот фильм эту цель достигает, он отвечает на эти вопросы. Не на все, конечно, на всё одним фильмом не ответишь».
В фильме показана сложная и опасная работа операторов, снимавших для нас уникальные кадры. Благодаря их работам мы имеем возможность увидеть правду о войне. Фильм снят на параллельном монтаже, показан  взгляд на одно и то же событие с разных сторон линии фронта. Надо учитывать, что не всё разрешалось снимать операторам, не всё публиковать. Сложные были времена в воюющих странах. Мало  фильмов у нас снято о кинооператорах, тем более военных.
Фильм произвел впечатление. Много тяжелых кадров показывающих смерть… Война показана  без прикрас.
MAH06551-010
Автор Игорь Григорьев. Режиссер. Лауреат Ленинской премии (1980), Премии Правительства Российской Федерации (2007).  Родился в 1944 году в Ярославле. Окончил ВГИК, режиссерский факультет (1972, мастерская Р.Кармена). Стажировался в группе М. Ромма на киностудии «Мосфильм». С 1972 работал на ЦСДФ в должности режиссера. С 1993 – художественный руководитель КВС «Риск». Создал около 60 документальных фильмов. Призер отечественных и международных кинофестивалей.
В последний день кинофестиваля художественный фильм «Конвой». Творческая встреча с исполнителем главной роли Олегом Васильковым.
DSC06568 [800x600]
.
DSC06575 [800x600]
P.S. Следующее заседание кинолаборатории состоится 12 декабря. Будет художественный  фильм о первой мировой войне
Tags: «Сталкер», Война на территории кино, Уфа, война, кинооператоры, кинотеатр «Родина», фестиваль фильмов
Subscribe

  • Керамика. 19.06.2020г.Уфа.

    Ремесленная палата 19 июня в группе "Керамика" организовала итоговую выставку работ учеников. Ещё фото смотрите в…

  • Сокровища родов.

    В выставочной галерее "Урал" с 20.02.2020 до 4.03.2020 проводится выставка национального костюма "Сокровища родов". На…

  • ДДТ.

    5 декабря в ГКЗ в Уфе прошёл первый концерт ДДТ. Ещё фото смотрите в фотоальбоме в моей группе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments